СЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Многие методики обучения языку содержат некоторые полезные элементы.
Некоторые методики обучения языку содержат много полезных элементов.
Нет методик без греха.
Не все методики обучения страдают всеми грехами сразу.
Иногда грехи можно распознать по рекламным материалам, программам и описаниям курсов английского языка.

Текстовое обучение

То, что понимают плохо, часто пытаются объяснить с помощью слов, которых не понимают вовсе.
 
Гюстав Флобер

Чужая душа - потёмки", и учитель не понимает, что не ясно ученику, а тот не вполне воспринимает речь учителя. Эффект "испорченного телефона". Обе стороны бывают не на высоте: нет эталонов для обучения, и каждый пробует по-своему. Постоянная смена учебников и пособий для изучения английского языка - лучшее доказательство неосновательности, произвольности текстового обучения языку. И без того "мысль изреченная есть ложь", а ведь ещё иноязычные формы зачастую не имеют аналога в родном языке. Да что формы, когда в словаре одному слову сопоставляют десятки иноязычных вариантов!
И всё это объяснить и запомнить в виде текста?!

Во всех языках мира есть поговорки вроде "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать" или "Одна картинка стоит тысячи слов". При визуальном обучении языку используются общепонятные образы и соответствующие английские фразы, т.е. изучение языка строится на базе слушания и говорения на изучаемом языке по визуальным моделям, т.е. устной речи на иностранном языке, а родная речь, в основном, служит для пояснения деталей визуальной модели.

Так и ребёнок познаёт мир в ощущениях, преимущественно, зрительных, а от взрослых лишь слышит и естественно (и для себя неосознанно) учится правильным формулировкам, многократно повторяя и применяя их, тем самым закрепляя и постепенно осваивая элементы языка.

Грамматический подход

Г-н Журден: Как! Когда я говорю: "Николь, принеси мне туфли....", - так это проза?
Учитель: Да, сударь.
Г-н Журден: Уж больше сорока лет говорю прозой, сам того не зная. Очень вам благодарен, что сказали.
 
Мольер. "Мещанин во дворянстве"

Некоторые считают грамматический подход наиболее тяжким грехом, вредным для овладения речью, потому что английская грамматика якобы слишком трудна, чтобы запомнить и использовать логически. Невозможно в разговоре вспомнить десятки и сотни правил, выбрать нужное и применить его корректно.
Да нет, она не труднее, чем куча других "наук", которыми человек успешно овладевает на протяжении жизни. И, кстати, как раз английская грамматика одна из самых алгоритмически простых. Дело лишь в том, что грамматический подход к обучению ставит телегу впереди лошади и создаёт искусственные трудности для ученика. Дошкольник хорошо владеет родной речью, развивает её в начальной школе, а грамматику сознательно изучает, как правило, только с 5 класса, когда привыкает "научно" называть уже известные конструкции и выражать отношения между прекрасно освоенными формами. А вот курс английского языка иногда начинают словами: "Сегодня мы выучим cat, bat, rat и Present Continuous". Святая вера, что если ученик, не чувствуя смысла, вызубрит абстрактные правила, он заговорит на живом английском языке!

Грамматика - обобщение речевой практики. Если ученик сначала хорошо освоит визуальные модели и конкретные формы выражений на английском, он сам сможет обобщить свой опыт и сопоставить свои ощущения и выводы с писаными формулировками. И не всегда в пользу учебника английского!

Такой поход ближе к естественному порядку, знакомому по родному языку.

Тематическая организация

Стоит открыть любой учебник, как вы тут же увидите тематические уроки "В овощном магазине" или "Вызываем водопроводчика". Вы заучиваете двадцать названий разных видов овощей, из которых десять вы никогда не пробовали, а пять просто не любите. Но в магазине будете беспомощно мычать и тыкать пальцем в нужный вам плод, не упомянутый в уроке.
 
mobi.tut.by 09 февраля 2006

Тематическая идея кажется странной; она сродни изучению английских слов в алфавитном порядке - сначала все на "a" и т.д. Есть подозрение, что она служит просто для "оживляжа" учебного процесса, когда методисты не могут предложить ничего лучшего. Кроме того, "темы" - предмет любительского выбора учителя. Они могут быть скучны, чужды ученику, и со временем быстро устаревают - судьба стационарных учебников. А ведь основные языковые конструкции не зависят от того, где используются - в бане, аэропорте или на заседании правления. А что до "оживляжа", то "Work is much more fun than fun" (Ноэл Ковард).
То же самое с тематическими списками, например, на тему "Чувства". Друзья мои, выкиньте их подальше, а если хотите расширить лексику, учите Наиболее употребительные слова английского языка. Если же в жизни вы встретитесь с чем-то, чего нет в частотных списках, то вы выучите это как раз благодаря живым чувствам, которые лучше всяких словарей позволят вам понять различие слов "sweet", "dear" и "darling".

Визуальное обучение делает упор на надёжное закрепление универсальных языковых конструкций по их моделям. А лексика выбрана по частоте употребления. Тогда изученное применимо повсюду.

В жизни человек легко осваивает новые темы, когда они становятся для него значимы, т.е. когда с ними связаны его интересы. А так называемая профессиональная лексика зачастую включает всего пару сотен специфических слов и выражений, которые даются без большого труда в процессе работы. Яркий пример - программисты или пользователи сети.

Многоуровневое построение

Хороший писатель, сам по себе, отнюдь не обязательно хороший критик. Не больше, чем хороший пьяница - автоматически хороший бармен.
 
Джим Бишоп

И хороший знаток не всегда хороший наставник. В полной мере это относится к преподавателям языка, как отечественным, так и к англоязычным, к последним даже в большей степени, поскольку они хуже понимают проблемы русскоязычных студентов.
Традиционно авторы учебников книжно излагают реалии английского языка последовательно - от "простых" к более "сложным". Многолетние и многоуровневые курсы доводят до абсурда этот подход. Он для них служит, чтобы затягивать обучение и "стричь" больше денег (не для того ли предназначены и курсы самообучения на 60 кассетах или 12 CD ROM?) - или, ещё циничнее, но современнее и идиоматически выразительнее - "срубить бабла".
Ложная по существу и психологически пагубная идея иерархичности языка отпугивает ожиданием нарастающих трудностей и снижает мотивацию. Она умерщвляет язык расчленением на компоненты и разделы, изучаемые независимо, как если бы лечение больного начинали с анатомического вскрытия. Это ведёт к примитивному языку: мало кто доберётся до высшего уровня. Половина великой англоязычной страны, особенно эмигранты, говорит, используя практически только Simple.
И уж совсем чудовищна "методическая" "двухэтапная" идея - полкурса, как дятлу, потратить на бессмыссленное зазубривание изолированных слов (в самом худшем случае - только их начертания), а уж вторую - на изучение значения и способов их связи в высказывания.
Некоторые курсы объясняют и коррелируют свою многоступенчатость с числом уровней, например, "Общеевропейской системы оценки знания иностранных языков" - Сommon European Framework ( CEF ) of Reference for Language. В CEF фактически помимо требований к языку содержатся культурологические и образовательные требования. Это неплохо в меру, но всё же не предмет языковых курсов и требует совсем другого рода работы (и совсем в другом месте). Кроме того, а если бы CEF содержал 12 или 14 уровней или использовалась бы другая шкала оценок?

Визуальные модели позволяют быстро знакомиться со всеми встречающимися в живом английском языке формами и осваивать их применение в речевой практике и в реальном общении.

Жизнь не выбирает для показа сначала только простейшие образцы. И язык надо осваивать сразу во всём структурном объёме, панорамно, а не откладывать на месяцы и годы переход к сложным формам. И изучать надо сразу всё: фонетику, грамматику, чтение и письмо...

Неопределённость критериев и сроков

Кто не знает, куда идет, вероятно, придет не туда.
 
Лоренс Питер

Цель только тогда может быть достигнута, когда уже заранее само средство насквозь проникнуто собственной природой цели.
 
Анри Бергсон

Вы всю жизнь покупаете обувь, но каждый раз вы точно знаете размер и хотя бы приближённо представляете форму, назначение, цвет, т.е. совершаете конкретную, осознанную покупку… А что значит "Выучить язык?" Что конкретно нужно знать и уметь? Как процесс учёбы соответствует поставленным целям? Что такое речь вообще? Вы это знаете, педагог знает это? Он объяснил это вам? Все учебники различны и правила формулируют и объясняют по-разному. Это означает, что языков столько, сколько учебников? И чем тогда обусловлены сроки изучения языка и построение различных курсов? Толщиной учебника?
Любой ребёнок к поступлению в школу уже достаточно успешно пользуется родным языком в общении со сверстниками и взрослыми. Что же он конкретно знает и умеет? Неужели это определения и правила употребления Present Perfect и типов Attributive Clauses у англичанина, а у русского – примерно соответсвующие им разделы русского языка? Нет двух одинаковых студентов, но все три, десять, двадцать, сто на жалобу: "Что-то у меня слабо с английским…" получают одинаковый ответ: "Читай учебник, книжки, слушай радио, смотри кино…" А ведь любой ожидает: "Вот тебе сегодня от сих до сих, завтра от… до…", и так на каждый день, и эти "от… до…" вовсе не сводятся к упомянутым правилам.
При возведении дома виден каждый кирпич, а прогресс измерим рулеткой. Он служит наградой и стимулом для хозяина, вложившегося в строительство. А при изучении английского? Путь легче и быстрее, когда ясна цель и дорога прямая.

Курсы английского языка в Минске на основе визуального метода ограничены точными сроками и конкретными целями, а на каждом занятии закладываются новые кирпичи и обозревается общий прогресс.

Владение родным языком совершенствуется при изучении специальностей и ремёсел, чтении книг, в трудовой деятельности и общении с образованными людьми. Ещё более необходима подобная работа для глубокого освоения иностранного. И здесь успешный ученик, начиная с некоторого момента, нуждается уже не столько собственно в обучении, сколько в руководстве и рекомендациях по совершенствованию. Некоторые такие рекомендации предусмотрены в Школе мистера Бола.

Амбиции без амуниции

Благими намерениями вымощена дорога в ад
 
Народная мудрость

Есть два главных человеческих греха, из которых вытекают все прочие: нетерпение и небрежность. Из-за нетерпения люди изгнаны из рая, из-за небрежности они не возвращаются туда.
 
Франц Кафка

Школьная программа достаточно полна, но кто её реально усвоил в заявленном объёме? Она не обеспечена адекватным аппаратом эффективного обучения и изучения. «Дух отважен, но бессильна плоть», говорит Господь. Та же химера - многие языковые курсы: пропасть между голословными обещаниями и реальными результатами. Годы проходят бесплодно, а гарантией успеха неизменно называют незапамятное: опытных педагогов, передовые учебники... Теперь вот компьютеры... Но по-прежнему нет действенных систем активного контроля и самообучения. Хотели, как лучше, а получилось...
Здоровые амбиции необходимы как педагогу, так и ученику. Но если амбиции не контролировать, они могут толкать ученика говорить до того, как тот будет готов, т.е. до того, как прочно овладеет некоторой "критической массой" языковых конструкций. Одно - обмениваться с коллегами и близкими точными заученными фразами и тренировать подстановочные формы, другое - произвольная речь. Соблазнительно без промедления приступить к свободному общению. Хорошо! Но только не за счёт методичной работы по овладению базой... Речь неподготовленного студента лишена уверенности и беглости, но полна ошибок. Упорное нетерпение и небрежность приводит к закреплению порочных навыков. Не форсируйте речь безосновательно. "Всему своё время..." - это Ветхий завет, но актуальная истина, которую недооценивает больное либо просто невежественное самомнение. Однако когда вы готовы и уверены - дерзайте и не бойтесь отдельных ошибок: кто без греха? Пагубно лишь в грехе погрязнуть.

Визуальные модели - средство не только представления, но и закрепления знаний. Тотальный контроль, систематическое повторение и доведение до автоматизма использования речевых форм - содержание обучения.

Помните, как малыш целыми днями твердит одни и те же звуки и слова, накапливая начальный "языковый капитал", а когда подрастает, требует прочитать снова и снова сказку, которую давно знает наизусть? Уж ему-то точно известно, как надо учиться для достижения совершенства! И при этом получать удовольствие...

Рекламный обман

Проглотить обман способны многие, но разжевать его - лишь единицы.
 
Джордж Сэвил Галифакс

Я знаю 400 сравнительно честных способа отъема денег у населения. Уголовный кодекс я чту, Киса.
 
Остап Сулейман Берта Мария Бендер-бей ака Остап Бендер

Помимо прямого шарлатанства, когда вам пришлют кучу книжек и пообещают заочно обучить всем языкам мира, кулинарии, живописи, дизайну, парикмахерскому и портняжному мастерству и ещё десятку или сотне специальностей и умений, есть много других его типов. Самый дешевый и наиболее вредоносный и бесчестный – это переупаковка устаревших курсов под видом новых интегрированных программ, якобы использующих новейшие компьютерные технологии и языковые методики.
Какой курс теперь не "коммуникативный"? Да полно, взрослый давно потерял детскую способность "впечатывать" язык, схватывать его на лету. А собственно коммуникативность серьёзных методик подразумевается сама по себе без лишних слов и всякой рекламы как сущностная цель изучения. И если этого нет, то вы просто имеете дело с ещё одним из "сравнительно честных способов отъёма денег".
А "игровой"? Пара случайных песенок и бессмысленный мультик…
А "компьютерный"? На деле часто - просто использование монитора для чтения текстов и выполнения текстовых тестов...

Новизна визуального способа обучения подтверждена патентами, его эффективность - опытом работы и отзывами выпускников Школы и ведущих мировых специалистов.

Его реальная особенность и эффект - в моделировании на новом уровне и с помощью современных средств старых давно забытых способов, с исключительным эффектом "используемых" природой при обучении детей родному языку, и новых обучающих приёмов работы со взрослыми.

 

Детальная информация о методах, программах и результатах обучения английскому языку в Школе мистера Бола представлена на сайте Школы.
Адреса и телефоны для обращения по вопросам об обучении английскому языку в Школе мистера Бола и записи на собеседование Вы найдёте на сайте mrBall.by в разделе Контакты.

Вернуться на главную страницу всегда можно, кликнув Лого в шапке любой страницы сайта.