ВКЛЮЧАЙТЕ ЭМОЦИИ

Логика и чувства

Для воспоминаний память чувств – почва более питательная и глубокая, чем самые лучшие системы и методы мышления
 
Г. Гессе. "Игра в бисер"

Есть люди, которые умом создают себе сердце, другие — сердцем создают себе ум: последние успевают больше первых, потому что в чувстве гораздо больше разума, чем в разуме чувств
 
П.Я. Чаадаев

Может быть, рекомендуемые нами приёмы заучивания могут показаться несколько механистическими и односторонне логическими. И это правильно, поскольку они ориентированы на холодные чёткие модели для освоения базовых конструкций языка. Эти конструкции, можно полагать, появились как удобное и всегда доступное средство передачи хорошо узнаваемых физических обстоятельств и действий, сигналов, практически однозначно понимаемых всеми членами первичного людского сообщества при непосредственном наблюдении. Благодаря объективно единой для всех наглядности и наблюдаемости реального мира существует изначальная однозначность общедоступных форм речи; и изучение визуальных моделей самым явным и эффективным образом использует этот факт в отличие от других методов изучения/заучивания.

Но иначе с чувствами, доступными для наблюдения не прямо, а только через их проявления. Можно говорить, что печаль - светла, легка, сладка, глубока или щемящая, мучительная, острая, неизбывная. Заметьте, что для передачи того, что невозможно передать, используются всё те же общепонятные физические характеристики; однако слова беспомощны и, как говорит уже цитированный Г.Гессе: "Я могу сделать свою ассоциацию понятной вам, но я не могу сделать так, чтобы хоть у одного из вас моя частная ассоциация тоже стала непреложным знаком, механизмом, неукоснительно реагирующим на вызов и срабатывающим всегда одинаково". А как передать восприятие и переживания от самого яркого эмоционального источника невербальной информации - музыки?

Занимательно, но вряд ли так уж продуктивно спорить об относительном приоритете рационального и чувственного. И вот Г. Лейбниц говорит: "Музыка есть бессознательное упражнение души в арифметике". В сознании человека всегда присутствуют логическое и чувственное начала, которые играют свою роль и по-своему отображаются в речи. У разных людей и в разных обстоятельствах по-разному, но у всех в работе с речью присутствуют чувства.
Вот тяжёлая артиллерия: "Открытие в науке совершается отнюдь не логическим путём, в логическую форму оно облекается лишь впоследствии, в ходе изложения", - пишет Эйнштейн.

Речь - тень мысли

Мысль изреченная есть ложь
 
Ф.И. Тютчев

Стало банальным цитировать Тютчева. Никакая речь не в состоянии передать ни всю полноту восприятия мира, ни глубину переживаний человека. Она всегда лишь их более или менее удачный «эскиз», «тень», «схема», «набросок», «синопсис», и если вдуматься, чем более детальный, тем дальше от «источника». За исключением простейших случаев, даже объективное содержание реальных действий и процессов она передаёт лишь с некоторой полнотой и достоверностью, которая зависит от конкретной ситуации и задачи говорящего и обеспечивается широким выбором речевых моделей – от кратких производственных выкриков строителей до многостраничных опусов романистов. И эта неполнота связана не с недостаточностью моделей, а с принципиально нетекстовым, невербальным характером работы сознания.

И, конечно, ни Чаадаев, ни Тютчев, ни Гессе не первооткрыватели этих идей. Ещё в древнегреческих школах - академиях - преподавались базовые взаимопроникающие группы дисциплин: математика - совокупность предметов, исследующих логику с её противоречиями; риторика и диалектика (в том понимании - искусство вести диалог), т.е. речь; ритмика и гармоника (прообраз современной музыкальной дисциплины - гармонии, латиняне её также называли музыкой). Авторы цитат с замечательным талантом и изяществом выразили в чеканной форме то, что ощущалось с древнейших времён, возможно, уже первым человеком, который задумался над тем, что такое речь. Особенно эффектно и многогранно это сформулировано в одном из самых глубоких и ёмких стихотворений XIX века - SILENTIUM! (Молчание!) Тютчева. Ещё раз прошу прощения за банальное цитирование, но, может быть, кто-то из юных впервые прочитает, а из старших - прочитает его по-новому согласно своему опыту и глубине интересов. Парадоксальна уже эта знаменитая фраза "Мысль изреченная есть ложь", которая ни истинна, ни ложна с точки зрения формальной логики. А в следующей строке читаем: "Взрывая, возмутишь ключи", - это же напоминает гейзенберговский принцип неопределённости в квантовой механике, говорящий о влиянии процесса измерения на наблюдаемые характеристики микромира! Этому стихотворению посвящены десятки, если не сотни, исследований, но оно не входит в школьную программу. Впрочем, нет уверенности в достойном внимании юных и к другому (пусть и формально включённому в неё) замечательному высказыванию этого удивительного поэта:

«Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся, —
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать...»

Оно также имеет прямое отношение к нашей деятельности и к используемым методам обучения и далеко не сводится к проблеме «речевого этикета» или к пониманию сочувствия как сострадания.

Практические выводы

Пилите, Шура, пилите!
 
По мотивам "Золотого телёнка"

Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет.
 
Уильям Артур Уорд

Только у плохого учителя и только плохой ученик механически зубрит правила грамматики и повторяет до одурения "It is hot" - "горячо" или разные типы условных предложений. Осознает ли и зафиксирует ли он соответствующие фреймы быстрее и крепче, чем ребёнок, отдёрнувший пальчик от горячего чайника и услышавший от матери: "А, горячо!" или взрослый, посмеявшийся над старым анекдотом про токаря Соломона: "Если бы я умел писать, то работал бы на Череповецком металлургическом комбинате!"?

Между тем, каждое живое высказывание рождается в конкретной физической и эмоциональной обстановке не как схематическая конструкция, а как целый комплекс - некое облако образов, воспоминаний, прошлых и теперешних чувств и ощущений, рассуждений, выводов и мнений. И речь - это внешнее, поверхностное выражение бездонных процессов, происходящих в сознании человека. Известный факт: театральные актёры преклонного возраста в быту могут страдать от предательски неверной памяти и неловко проявляющейся забывчивости. Но на сцене они демонстрируют удивительную способность воспроизводить сложные тексты, блестяще и вдохновенно лицедействовать в сложном драматическом перфомансе. Этому, несомненно, в решающей степени способствует эмоциональный накал, связанный с исполнением роли и пробуждающий скрытые резервы памяти. И вы - учитесь эмоционально и с удовольствием: каждый шаг не просто близит вас к утилитарной цели, он сам по себе должен приносить радость от того, как вы справляетесь с задачей. как вы обнаруживаете в себе всё новые силы и способности.

Визуальные модели предполагают и просто взывают к использованию разных возможностей мозга и памяти - как логических при анализе конструкций и роли отдельных деталей, так и эмоциональных, начиная с образного восприятия ситуации или действия и до сопереживания "приключениям" персонажей. Это происходит, может быть, даже безотчётно для студента как естественная реакция на узнаваемое. Но постарайтесь при изучении фреймов специально осознать, мысленно воспроизвести и вновь пережить её, эту эмоциональную обстановку. Постарайтесь ощутить свои связи с окружающими объектами и отношения с участвующими персонажами и выразить их в речи со всей полнотой чувств. Вы не только надёжнее закрепите речевые образцы. Вы будете лучше готовы при новой встрече с известной или аналогичной ситуацией мгновенно и правильно реагировать на неё. И вам поможет это сделать не только механическое речевое знание, но, может быть, не в последнюю очередь - эмоциональная память. Опять-таки, это почти банальный совет, но ему так трудно следовать, ведь требуется дополнительная концентрация и дополнительные усилия. Но они окупятся кратно.

И ещё. Цитату из Уорда мы приводим не для того, чтобы "примазаться" к сонму великих, а для того, чтобы подкрепить их пониманием высшей роли вдохновения свои призывы включать чувства.



Детальная информация о методах, программах и результатах обучения английскому языку в Школе мистера Бола представлена на сайте Школы.
Адреса и телефоны для обращения по вопросам об обучении английскому языку в Школе мистера Бола и записи на собеседование Вы найдёте на сайте mrBall.by в разделе Контакты.

Вернуться на главную страницу всегда можно, кликнув Лого в шапке любой страницы сайта.