ОСНОВЫ ВИЗУАЛЬНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ РЕЧИ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ

Идея образного моделирования в обучении языку

Никакая речь не в состоянии передать ни всю полноту ощущений, восприятий цветов, запахов, образов, ни глубину переживаний человека, ни даже, за исключением простейших случаев, объективное содержание реальных действий и процессов. Она сама — модель. Она отображает их с некоторой необходимой и достаточной полнотой и достоверностью. Эта достаточность зависит от конкретной ситуации и задачи автора этой речи и обеспечивается свободным выбором речевых моделей, реализующихся в широком спектре наборов их применения — от кратких производственных выкриков строителей до многостраничных опусов романистов.

В естественных науках широко используется моделирование. Представление о планетах вместе с их спутниками, как о шарах, вращающихся вокруг Солнца, лежит в основе известной со школы модели, которая позволяет понять, представить и предсказать, например, затмения или Великое противостояние. А «планетарная» модель атома может дать первое полезное представление об электронных «орбитах» и ядре.

Можно ожидать, и практика это подтверждает, что простые и легко воспринимаемые образные визуальные модели так же исключительно эффективны в изучении и исследовании языка, как наглядные модели в естественных науках, если они обладают следующими основными свойствами:

Полнота
Способность отображать все изучаемые объекты, их отношения и соответствующие языковые текстовые фреймы, т.е. базовые структурные конструкции языка.
Самодостаточность и репродуктивность
Способность порождать определённые тексты, т.е. высказывания на основе представленной в моделях визуальной информации, без "наводящих" вопросов типа: «А что это? Дерево высокое или низкое? Где оно стоит? А кто это около дома? Что делают дети? Как мальчик относится к девочке? Почему она плачет?» и пр.
Эта способность моделей однозначно порождать одинаковые тексты, высказывания у разных людей удовлетворяет требованию воспроизводимости результатов — основному критерию объективности в науке.
Простота
Если изучение метода сложнее изучения самого предмета, этот метод непрактичен. Простота и компактность предполагают ограничение элементов в образных моделях психологически комфортным числом (5,6,7…). А их мнемоника должна способствовать эмоциональному восприятию и узнаванию модели раньше, чем мозг произведёт работу по её логическому анализу и оформлению вывода текстом.

Эти свойства визуальных моделей обеспечиваются особой конструкцией и специальными графическими средствами. Среди этих средств и такие, которые не просто кинематографически отображают события или процессы, но и стимулируют всякого, кто их рассматривает, в частности, студента, воспринимать их определённым, заранее заданным образом.

Т.е. в моделях наглядно отображаются как объекты реального мира с их пространственными и временными отношениями, так и восприятие их человеком, а речь, письменный или разговорный текст, и есть словесное выражение ощущений, переживаний и умозаключений человека, порождённых его существованием в реальном мире.

Собственно, что такое знание? Это моделизированное, освоенное в форматах моделей, представление о сущем в рамках известных нам фактов и отражающее без очевидных противоречий эти известные факты с точностью, позволяющей достаточно комфортное существование в их среде. За исключением простейших истин, знание относительно, т.е. относительны модели и относительна их полнота. Возвращаясь к школьным примерам: когда-то Земля стояла на трёх китах, потом стала шаром, вокруг которого вращалось Солнце, потом Земля стала вращаться вокруг Солнца по круговой орбите, потом оказалось, что Земля вовсе не шар, а орбита не то что не круговая, но даже не эллиптическая. А модель ядра? Та же история. Магеллан и Колумб, Галилей и Бруно, Ньютон и Кеплер, Шредингер и Бор, Эйнштейн и Хокинг — все они и многие другие, может быть, не столь известные «в миру», развивали, уточняли и выдвигали новые модели устройства микрокосма и вселенной. И ни одна из них не может заведомо считаться «окончательной».

Так и в бездонном языковом море всегда можно найти тот или иной пример, не охваченный нашим набором. Но им или можно пренебречь в силу специфичности или экзотической редкости или включить дополнительно, если он опять-таки специфически важен.

Таким образом, визуальные модели высказывания — больше, чем просто картинки или задачки для составления фраз. По существу, это модели восприятия мира человеком, фильтрации им огромного объёма чувственной и интеллектуальной информации, поступающей из этого мира, и сжатия её до нескольких слов, составляющих высказывание.


Контакты