ОСНОВЫ ВИЗУАЛЬНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ РЕЧИ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ

Ситуационный примитив — простая картинка

Неопределённая информация

Visual English. Situational primitive

Это шар?
Белый?
Большой?
Гладкий?
Посередине?
Имеется?
Один?
...?

Здесь каждое из возможных высказываний выделяет и характеризует одно свойство. Например, «Шар белый» выделяет свойство цвет с характеристикой белый. Другие свойства, например, размер с характеристикой большой, при этом не упоминаются.

Что можно сказать об этом одиночном образе? Есть ли какие-либо основания предпочесть одно высказывание, один текст другому? Которое из множества возможных высказываний — то единственное, что выражает восприятие конкретного человека? Крайне маловероятно, чтобы два различных человека одинаково высказались о свойствах этого объекта.

Очевидно, что единичный образ, как фотография, представляет собой "увековеченное" изображение, не содержащее признаков его восприятия человеком. Это ситуационный примитив, картинка с неопределённой информацией. Он может послужить разве, чтобы просто назвать объект, опознанный на основании прошлого знакомства. Так, мы договоримся называть рассматриваемый здесь образ "шар", а ниже применяем самоочевидные "ящик" и "человек, мужчина". И в дальнейшем мы обозначаем реальные объекты простыми фигурами, вроде тех, которые используют дети во всём мире на своих первых примитивных рисунках.

В визуальных моделях предусмотрены и используются полные средства выразить восприятие человеком деталей ситуации или события. И, разумеется, представлен более широкий и пополняющийся набор объектов.

Visual English. Simple objects Эти и подобные изображения интуитивно понятны, недаром дети примерно так и рисуют на своих первых «холстах» мужчину, женщину, дом и т.д. Такие или подобные фигурки используются практически всеми авторами учебников по «языкам в картинках » и аналогичных пособий. И это хорошо, потому что общепринятость и узнаваемость объектов облегчает узнавание и запоминание ситуаций. Но что ещё можно здесь сказать о них, кроме как просто назвать? "Ситуационный примитив"?

По изложенным причинам обычные иллюстрации, картинки, используемые в качестве наглядных пособий, не могут служить универсальным средством генерации определённых высказываний: они не содержат средств выбора одного из множества возможных. В визуальных моделях предусмотрены и используются более полные средства выразить восприятие человеком деталей ситуации или события. И, разумеется, в них представлен более широкий и пополняющийся набор объектов.

Таким образом, конкретное высказывание, письменный или устный текст,—это отражение индивидуального восприятия и фильтрации человеком некой информации об объекте. Визуальные модели — средство передать это восприятие.

Здесь упомянут термин информация. Ничего страшного. Здесь он употребляется только в простом бытовом смысле сведений о значимой для человека специфике, особенности предмета, отличающей его от других. Если бы планета состояла из одинаковых серых точек, ни про одну из них наблюдатель не мог бы сообщить ничего интересного, специфического, он даже не мог бы описать её как «серую», поскольку других цветов на той планете нет, что значит - нет и названий для них, поскольку не нужны. А слепой, лишённый ощущений вкуса и обоняния человек не может ничего сообщить о качестве вина, поскольку не способен сравнить и отличить одну марку от другой. Это означает,что выделение предмета высказывания и значимой, особой для него, информации происходит только на основе сравнения его с другими. Представленные ниже простейшие примеры показывают, как это в них реализуется.

На следующих страницах вы увидите, как на основе упомянутого сравнения и некоторых дополнительных признаков в моделях отражаются относительное время и аспекты восприятия событий, абсолютное время, чувства и мотивы действий человека.
А здесь информация о собеседовании, условиях и сроках занятий английским языком в Школе мистера Бола.