ОСНОВЫ ВИЗУАЛЬНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ РЕЧИ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ

Ситуационный примитив — простая картинка

Неопределённая информация

Visual English. Situational primitive

Это шар?
Белый?
Большой?
Гладкий?
Посередине?
Имеется?
Один?
...?

Здесь каждое из возможных высказываний выделяет и характеризует одно свойство. Например, «Шар белый» выделяет свойство цвет с характеристикой белый. Другие свойства, например, размер с характеристикой большой, при этом не упоминаются.

Что можно сказать об этом одиночном образе? Есть ли какие-либо основания предпочесть одно высказывание, один текст другому? Которое из множества возможных высказываний — то единственное, что выражает восприятие конкретного человека? Крайне маловероятно, чтобы два различных человека одинаково высказались о свойствах этого объекта.

Очевидно, что единичный образ, как фотография, представляет собой "увековеченное" изображение, не содержащее признаков его восприятия человеком. Это ситуационный примитив, картинка с неопределённой информацией. Он может послужить разве, чтобы просто назвать объект, опознанный на основании прошлого знакомства. Так, мы договоримся называть рассматриваемый здесь образ "шар", а ниже применяем самоочевидные "ящик" и "человек, мужчина". И в дальнейшем мы обозначаем реальные объекты простыми фигурами, вроде тех, которые используют дети во всём мире на своих первых примитивных рисунках.

В визуальных моделях предусмотрены и используются полные средства выразить восприятие человеком деталей ситуации или события. И, разумеется, представлен более широкий и пополняющийся набор объектов.

Visual English. Simple objects Эти и подобные изображения интуитивно понятны, недаром дети примерно так и рисуют на своих первых «холстах» мужчину, женщину, дом и т.д. Такие или подобные фигурки используются практически всеми авторами учебников по «языкам в картинках » и аналогичных пособий. И это хорошо, потому что общепринятость и узнаваемость объектов облегчает узнавание и запоминание ситуаций. Но что ещё можно здесь сказать о них, кроме как просто назвать? "Ситуационный примитив"?

По изложенным причинам обычные иллюстрации, картинки, используемые в качестве наглядных пособий, не могут служить универсальным средством генерации определённых высказываний: они не содержат средств выбора одного из множества возможных. В визуальных моделях предусмотрены и используются более полные средства выразить восприятие человеком деталей ситуации или события. И, разумеется, в них представлен более широкий и пополняющийся набор объектов.

Таким образом, конкретное высказывание, письменный или устный текст,—это отражение индивидуального восприятия и фильтрации человеком некой информации об объекте. Визуальные модели — средство передать это восприятие.

На следующих страницах вы увидите, как в моделях отражаются относительное время и аспекты восприятия событий, абсолютное время и мотивация действий.
А здесь информация о собеседовании, условиях и сроках занятий английским языком в Школе мистера Бола.
Контакты