МЕТОД ПРАКТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПО ВИЗУАЛЬНЫМ МОДЕЛЯМ

Будьте разумно любопытны

Вероятно, вы замечали на занятиях в классах или группах, что кто-то из учеников на все обращения: "Что тебе непонятно, Ванечка?" неизменно отвечает: "Ничего непонятно", тогда как другой без удержу сыплет лишь бы какими вопросами. Первого жаль: он с детства не приучен к активному восприятию, анализу и структурированию изучаемого материала (и не только школьного или академического). Поведение второго дало бы сомнительный эффект даже при индивидуальных уроках, а в группе у слабого педагога может превратить занятия в кошмар для остальных (представьте себе, что все ученики такие). А некоторые постоянно воздерживаются от вопросов из застенчивости либо ленивого нежелания. Привычка учиться и работать пассивно и бездумно, исполнительно и нетворчески - это изъян в натуре человека, отсутствие любопытства, этого острого интеллектуального инстинкта. См. синдром квагги.

Пороки домашнего воспитания ("Пусть деточка побегает, в школе успеет намучиться") и выхолощенного школьного образования (сводящего одарённых на уровень ограниченных). Ошеломляющий рост доступной информации, вырабатывающий у неподготовленных привычку к поверхностному скольжению по тексту, безмозглому кликанью вместо вдумчивого чтения. Разгул "масс-культуры", в частности, растленное "телевидение для миллионов" с косноязычными ведущими, пошлыми и безнравственными шоу, со средневековым официальным и любительским мракобесием, с низкопробным юмором, убогими "муси-пуси" и мерзкими "пусть говорящими". Всё это ведёт к дебилизации, отупению населения и к его функциональной неграмотности, когда человек не может правильно заполнить форму по образцу или выполнить простую печатную инструкцию в несколько строк.

Но ваша цель - активно учиться, разобраться, дойти до сути. Проявляйте любопытство! Спрашивайте. Спрашивайте преподавателя, но, главное, спрашивайте себя и пытайтесь ответить. Не должно быть ни малейшего непонимания. Убедитесь, что вы поняли настолько, что можете объяснить любому. Спрашивайте сразу и спрашивайте на следующих уроках, если дома обнаружили, что понимание неполное или объяснение забыто. Каждый может не понять чего-то и вместо выяснения решить: "А, ладно, разберусь потом." Время проходит, вопрос не выяснен, пробел остался. Когда так бывает часто, пробелы сливаются в белое пятно. Откуда берутся недоучки?

"Важно не бросать спрашивать. У любопытства есть своё собственное основание для существования. Никогда не теряйте святого любопытства" (А.Эйнштейн).

Не стесняйтесь других, не испытывайте неловкость от своего непонимания: очень может быть, что остальные хотели бы задать тот же вопрос, но смущаются обнаружить перед другими свою непонятливость, чаще всего, просто мнимую. Они будут вам только благодарны, если ваш вопрос поможет им лучше или глубже проникнуть в суть дела. Часто и преподаватель будет благодарен, что ваш вопрос подсказал, где он был не вполне ясен или убедителен.

Старайтесь спрашивать в тот момент, когда сомнительная модель появляется на экране. Для этого помечайте её дома и внимательно следите за ходом повторения. Спрашивайте не по поводу содержания, а о содержании. Не говорите просто: "Это непонятно", попытайтесь объясниться: "Здесь непонятно то-то" или ещё лучше: "Я думаю вот так, верно ли это?" или "Что здесь неверно?" Вы знаете, что хорошо сформулировать вопрос - это полдела: вы уже обдумали и осознали проблему.
А если лень думать и нет желания понять объяснение, зачем учиться?

Но не задавайте случайных вопросов, в частности, не относящихся непосредственно к теме: это опасность для вас и наказание для окружающих. Во-первых, вы так же легко забудете ответы на необязательные вопросы, как их задали: easy come - easy go. Во-вторых, они редко содержательны и интересны другим, а часто только занимают время; если же они действительно значимы, попытайтесь разобраться самостоятельно дома, а в следующий раз поделиться с остальными либо предложить для рассмотрения чётко обозначенную проблему. В-третьих, они могут отвлечь внимание, переключить его на посторонние переживания и тем самым создать нежелательную, иной раз сильную, корреляцию с изучаемым материалом и стереть его основное содержание.

Если же у вас есть вопросы общего характера по методу обучения или по оформлению сайта, может быть, целесообразно прочитать раздел Вопросы и подборку откликов с комментариями автора Отклики.