МЕТОД ПРАКТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПО ВИЗУАЛЬНЫМ МОДЕЛЯМ

Модели как средство изучения разговорного и письменного языка

Визуальные модели позволяют вернуться к естественному способу прямого освоения изучаемых понятий на основе врождённых человеческих способностей зрительного восприятия, а словесные пояснения сводят к необходимому минимуму.

Общей основой речевых форм всех естественных языков являются пространственно-временные отношения объектов реального мира. Хотя таких форм много, их не безумно много, иначе никакой язык изучить было бы нельзя. Они положены в основу конечного набора визуальных моделей.

Таким образом, эти модели служат универсальным и "прямым" средством первичного представления изучаемых ситуаций и на их основе – соответствующих языковых конструкций. Такое представление в минимальной степени зависит от умения преподавателя передать эти ситуации в текстовой форме или от способности студента мысленно восстановить их по услышанному тексту, т.е. свободно от неконтролируемых искажений, препятствующих пониманию и усвоению информации.

Легко запоминаемые и опознаваемые визуальные модели служат также удобным и эффективным средством закрепления изученного, как хорошо известные "узелки на память" или так называемые "опорные сигналы". И при повторном предъявлении модели требуется вовсе не текстовое описание на родном языке, а прямое воспроизводение изученного высказывания, т.е. непосредственное (и, в конце концов, спонтанное) называние ситуации (состояния, действия или процесса) - что и является элементом живой речи. А визуальные модели, выражающие специфику ситуаций, подскажут как содержание, так и формы высказываний, и помогут быстрее и надёжнее запоминать фразы. При этом обращайте внимание на значение и полное соответствие всех деталей модели и фразы и следите, чтобы полностью исключить ошибки из ваших ответов.

Ученик творчески и эмоционально воспринимает и фиксирует ситуации и соответствующие им высказывания и устанавливает прочные связи между объективными пространственно-временными отношениями и реалиями изучаемого языка. Он становится активным исследователем учебного материала и без принуждения, с энтузиазмом шаг за шагом пытается раскрыть содержание каждой вновь представленной ему модели и отразить его в речи. Работа со зрительными образами во всё возрастающем темпе способствует эффективному устранению родного языка из коммуникативного процесса на изучаемом языке. А структура моделей побуждает ученика к анализу, обеспечивая включение дополнительных мыслительных реакций, активизирующих творческое мышление и память.

В основном курсе вы найдёте десятки и сотни сюжетов, отражающих всевозможные жизненные ситуации. Вы сможете без труда понимать их и высказываться о них благодаря небольшому числу и простоте конструкций и очевидности используемых символов. Разумеется, вы научитесь узнавать на слух и в письме соответствующие высказывания. Вы шаг за шагом естественно и прочно усвоите грамматику английского языка - не как сводку неких божественно данных правил, да ещё невнятно изложенных комментаторами устно или в учебниках, а как логичное обобщение речевой практики, многократного применения понятных визуальных моделей.
Именно визуальные модели гарантируют однозначное и полное представление ситуации и её точное соответствие изучаемому текстовому образцу
.

В этом отличие от обыкновенного "английского по картинкам", где скорее картинка - довольно произвольная иллюстрация к тексту. Более точно ситуации и события определяются в некоторых рисуночных задачах, когда их понимания достигают путём поиска отличий различных кадров. Однако и в них отсутствует системное представление взгляда автора речи. Ведь речь - не механическая фиксация объективного в памяти видеокамеры, а выражение его восприятия и отношения к нему человека. Это не бесстрастная кодировка информации в общепринятые символы или звуки. Речь - это результат громадной скрытой интеллектуальной и чувственной деятельности человека. Он ощущает, воспринимает, анализирует ситуации и события, адекватно реагирует на их специфику. Эта деятельность происходит на скрытом уровне и по большей части не в текстовой форме. А речь (слова и фразы) рождается, только когда он пытается выразить вовне, т.е. для реального или воображаемого собеседника, родившиеся в его внутреннем "Я" чувства и мысли. Таким "собеседником" иногда бывает он сам. И если говорить об использовании образов при изучении языка, то механически зафиксированный видеоряд должен сопровождаться ясными указаниями на обстоятельства и особенности его восприятия человеком.
И в визуальных моделях явно представлены время, мотивы действий и аспекты восприятия.

Шаг за шагом вы учитесь мгновенно по моделям воспринимать ситуации, слышать и понимать соответствующие им тексты и строить по этим образцам свои высказывания. Это прямое освоение английского языка. Как ребёнок, знакомясь с окружающим миром, последовательно осваивает речевые формы, так и вы накапливаете языковый опыт, пока не наберёте некоторую критическую массу, ядро языка, что открывает переход к свободной речи. Так и ребёнок накапливает звуки и слова, отдельные фразы, пока к радости окружающих не запасёт их достаточно для некоторого общения. Это естественный, эффективный и безотказный процесс.

Таким образом шаг за шагом Вы научитесь говорить и писать на живом изучаемом языке о том, что видите и чувствуете, и научитесь слышать и понимать других. Всё это и означает практическое овладение живой иностранной речью.