МЕТОД ПРАКТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПО ВИЗУАЛЬНЫМ МОДЕЛЯМ

Английский шаг за шагом по визуальным моделям. Некоторые практические приёмы

Персонификация и переживание

Модели дают только повод к высказыванию и к изучению формы, в которую оно должно быть отлито. Объекты нарочито схематичны. Но вы острее ощутите ситуацию, если представите в качестве героев себя и близких вам людей, действия или мысли которых вам небезразличны и понятны. В любой образ вы можете вдохнуть эмоциональный смысл и чувственное содержание, которое окрасит ваше восприятие в неподражаемые и запоминающиеся цвета. Это поможет в следующий раз легко опознать ситуацию в визуальной модели и вспомнить соответствующее ей высказывание.

Символы мотивации Необходимо и Желательно можно просто переводить "должен, необходимо" и "хотеть, желательно". Но постарайтесь ощутить болезненное, как стук твёрдым ногтем по голове, напоминание о необходимости Необходимо или острое, как гвоздь в стуле, желание Желательно, и вы надёжнее и точнее воспримете и запомните ещё одну важную фразу на изучаемом языке.

Можно просто затвердить значение символов восприятия объективного времени, но лучше, если вы с живым любопытством будете отгадывать, что прячется под листом бумаги с отогнутым углом или с болью воспримите невозвратность прошлого, отмеченного углом чёрного цвета.

По символам аспекта можно механически и холодно подбирать соответствующие грамматические формы. Но прочувствуйте дугу с обращёнными налево ветвями как физический отрезок времени, тянущийся из некоторого прошлого к моменту высказывания, и вы живо осознаете нечто уже совершённое или уже совершавшееся на этом отрезке. Постарайтесь научиться по кадрам модели восстанавливать весь "видеофильм" и особенности его восприятия - и в жизни вы будете легко формировать и адекватно воспринимать соответствующие высказывания на изучаемом языке.

Таким образом, ещё раз — включайте эмоции!

Подстановки и импровизация
English everywhere and anyhow

В визуальных моделях представлен ограниченный набор базовых объектов. Но вам не надо лимитировать себя занятиями с ящиками и мячами и чувствами к ним. Регулярно пытайтесь выразить аналогичные отношения на примере других объектов или знакомых вам людей, ярко воображая их себе. Кроме того, в классе иногда студент поддаётся соблазну механического повторения представленных образцов: подстёгивает нежелание отстать от других, а разным людям требуется разное время для обдумывания и осмысления разного материала. Закрепляйте новое дома.

Постарайтесь взять за правило по дороге с занятий или при любом другом удобном случае повторить один - два новых образца во всех лицах (я, ты-вы, он-она-оно, мы, вы, они), чувствуя себя живым и заинтересованным свидетелем событий и подставляя поочерёдно конкретные имена ваших друзей и знакомых и соответствующие местоимения. Делайте это в форме утвердительных и отрицательных, а также вопросительных и отрицательно-вопросительных ("Разве не ..?") предложений. Важно навсегда закрепить порядок следования лиц и форм в этом упражнении - это сэкономит ваше время и обеспечит полноту упражнения по закреплению навыков. Старайтесь делать это вслух, с наилучшим возможным произношением, а если вслух невозможно, пытайтесь отчётливо "слышать" внутреннюю речь. Это лёгкое (если приучить себя) и полезное средство для приобретения уверенности и смелости в использовании выученного.

Кто хочет, тот всегда найдёт время, место и условия для такой забавы, как это делает Макс (студент I курса) на фото 2014 года.

Многие преподаватели языков так сами учились и настоятельно рекомендуют своим ученикам выписывать отдельные "характерные" фразы и специально заучивать их. Это очень правильно, делайте так же, если знаете, откуда их черпать. Другие для облегчения запоминания слов советуют составлять повествования, в которых используется изучаемая лексика. Однако это отдельная работа — придумать, запомнить и использовать сочинённые фразы. Но заметьте, что в I-ю ступень нашего курса заранее отобраны и включены именно самые ходовые и наиболее часто используемые фразы и выражения, а во II-ю ступень — ещё свыше 400 идиоматических и фразеологических оборотов. А визуальные модели — уже сами по себе готовые микро-сюжеты, легко запоминаемые и используемые как "узелки на память". Изучайте их в первую очередь — это гарантия рациональной и эффективной затраты времени и труда.

Но не ограничивайтесь этим. Пытайтесь применить выученное к реальным ситуациям, по-английски пересказывать (другим и самому заинтересованному лицу - себе) бытовые выражения, фразы, которые слышите кругом, рекламные лозунги и объявления, анекдоты. Начинайте с коротких и простейших выражений - ведь Уильям Фолкнер и Джеймс Джойс тоже не начинали с многостраничных фраз. Со временем вы сможете развить эту привычку и мысленно разыгрывать диалоги и сцены. Прорепетируйте объяснение с начальством по неприятному вопросу!

Концентрация, заучивание шаг за шагом и повторение

Если бы вы хотели на память выучить "Евгения Онегина", сомнительно, чтобы вы добились успеха, прочитав его несколько раз подряд от начала до конца. Сомнительно также, чтобы вы учили тексты наизусть, просто просматривая их глазами. В школе вы читали отрывки построчно, потом вслух, громко и отчётливо повторяли пару строк, переходили к следующей паре, снова повторяли и т.д. Что-то подобное можно попробовать и здесь.

Вряд ли стоит снова и снова читать фразы из очередного урока от начала до конца, пока все они не будут усвоены. Едва ли имеет смысл также многократно твердить одну и ту же фразу: после двух-трёх раз повторение станет совершенно механическим и поверхностным. Но если выучить первую фразу, затем вторую, а потом вернуться к повторению первой, это заставит вас освежить зрительное впечатление от модели, заново прочувствовать её и закрепить связанное с ней выражение. Затем вы подключаете следующую фразу и шаг за шагом работаете по той же схеме.

Человек может концентрировать и в широких пределах управлять вниманием, и вы учитесь этому. В самом деле, вы можете включить в объём своего внимания только две-три последние изученные фразы, "освободившись" от остальных, а можете заставить память оперативно удерживать пять-семь или десять-двенадцать фраз. Поставьте себе целью оперативно (по ходу изучения) удерживать в памяти в прямом или обратном порядке шесть-десять фраз - и через несколько занятий вы убедитесь, что это вовсе не трудно делать. Такой метод позволяет развить память даже тем, у кого она в значительной степени утрачена или ослаблена возрастом или отсутствием регулярной тренировки.

Произносите фразы громко, выразительно, как актёр "на публику". Вспоминайте и используйте правильную артикуляцию - только с ней вы сможете добиться хорошего произношения. В случае затруднений и неуверенности пытайтесь медленно и старательно отдельно артикулировать каждый звук слова или фразы. А если вы занимаетесь в общественном месте, заставьте себя произносить фразы про себя, но так, чтобы они "звучали" у вас в голове с полной силой. Ни в коем случае не продвигайтесь далее, пока не добьётесь уверенности в произнесении очередного высказывания.

При такой работе вы достигаете сразу нескольких результатов:

Вы тренируете процесс вытеснения и вспоминания моделей и фраз, и как результат этой тренировки надёжно закрепляете учебные единицы.
Вы практикуетесь в устной речи, в произнесении "чужих" звуков, слов, фраз и в использовании "чужой" интонации, что необходимо само по себе, а здесь реализуется параллельно с изучением основного материала. Вы контролируете себя по звучанию речи и учитесь воспринимать, анализировать и "слышать" иностранную речь.
Вы количественно оцениваете свои способности и прогресс по объёму запоминаемого материала и по затрачиваемому времени как на каждом уроке, так и в динамике - от урока к уроку, а эти оценки чрезвычайно стимулируют работу, когда вы видите, как быстро растут ваши результаты.
Наконец, такая и только такая работа с полной отдачей интеллектуальных и, что отнюдь не менее важно, эмоциональных сил ведёт к реальному сокращению суммарного времени достижения наилучших результатов: отработав единожды по напряжённому сценарию, вы не будете возвращаться к повторению того же материала, как к чему-то совершенно новому.
Соблазнительно просто и легко прослушивать звуковые файлы за рулём автомобиля или за домашними хлопотами на кухне. Это может быть приятно и хотя не особенно полезно, то и невредно, если только вы не поддадитесь искушению заменить этим концентрированную работу. Тогда не ждите быстрых и надёжных результатов.

Методы, пригодные для работы с 40 - 100 моделями и фразами, не могут быть столь же эффективны при объёме в сотни и тысячи единиц. В поисках хуже усвоенных или отдельных упрямо убегающих из памяти конструкций или выражений пришлось бы "перелопатить" во много раз больше уже хорошо известных и навязших в зубах учебных единиц.

В студенческой версии системы применяются адаптивные и настраиваемые вручную алгоритмы оптимизации общего процесса. Учащийся быстро и интуитивно выбирает наиболее эффективные для своего типа личности и уровня памяти параметры этих алгоритмов.
Разработаны также специальные рекомендации по использованию испытанного средства - карточек - без доступа к компьютеру. Достоинством карточек является возможность использовать их в условиях, когда иначе время утекает бесполезно: транспорт, очереди, непредусмотренные перерывы в работе и пр.

В процессе занятий вы познакомитесь с некоторыми другими приёмами заучивания, а, может быть, и сами изобретёте какие-нибудь.