МОДЕЛИ ВИЗУАЛЬНЫЕ ЯЗЫКОВЫЕ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ

Восприятие и осознание

Две простейшие образные модели, рассмотренные ранее, предназначены, чтобы определить (назвать) объект и его состояние, факт или действие (изменение состояния). При этом пока можно только гадать об отношении говорящего к изображённому, об индивидуальном значении для него объективно происходящего и отображённого в простейших моделях. То ли для него смысл - просто в названии, то ли это сиюминутное наблюдение или же воспоминание ранее виденного, то ли интересен результат, то ли процесс, то ли важна необходимость или возможность или условие выполнения действия и т.п. В жизни по услышанным словам мы понимаем (по крайней мере, стараемся), что хочет выразить собеседник, а он строит высказывание, чтобы это было понятно нам (по крайней мере, пытается). Достаточно смутно? Перетерпите чуть. Но ясно, что в отличие от обычных картинок в содержательных визуальных моделях должно быть что-то, что точно передаёт состояние и интерес автора высказывания. В дальнейшем мы как раз поясняем на примерах, какие средства используются в визуальных моделях для построения по ним высказываний с очевидным отношением говорящего к изображённому. Этому посвящены следующие, начиная с уже рассмотренного (не грех просмотреть его ещё раз), разделы:

Две простейшие образные модели

Аспекты восприятия

Абсолютное время

Мотивация действий

Не правда ли, знакомство с визуальными моделями напоминает знакомство с музыкальной грамотой, начиная с нотной записи? Ничего удивительного. И то и другое - модели, и если первое - это модели речевых высказываний, то второе - модели тоже "высказываний—, но на принципиально другом, —музыкальном— языке. Они имеют структуру (нотный стан, разбитый на такты) и целый набор символов - ноты с признаками длительности и с расположением, означающем высоту тона, а также целый ряд других, предназначенных для изображения особенностей звучания. Они имеют содержательный (семантический) характер, отображаемый в —гармонии" - разделе грамоты, из которого ясно, чем музыкальные тексты отличаются от детских каракулей на нотном листе.

Это предельно краткое пояснение (оскорбительное для языковедов и музыковедов, но мы-то с вами занимаемся не теорией, а интуитивно замечаем аналогии) должно помочь легче принять визуальные модели, намного более простые, чем нотные. Мы ограничились здесь только некоторыми, хотя и самыми важными примерами моделей. Но при этом введены и прокомментированы все графические символы, необходимые для построения моделей и передачи отношения человека к изображённым на них состояниям и действиям.

На этом рисунке представлены все используемые графические символы. Пока познакомьтесь с ними. Просто посмотрите.

Visual English. Percepcion symbols

Признаки восприятия эпизода мнемонически понятны и выразительны.

Три горизонтальных группы:

Аспект: Простой, Совершенный, Продолженный, Совершенный продолженный
Абсолютное время: Настоящее, Прошедшее, Будущее, Будущее в прошедшем
Модальность: Необходимость, Желание, Речь, Приказ

Эти признаки - существенная особенность визуальных моделей.

Просмотрите эту картинку снова после того, как внимательно прочитаете все разделы этого пункта меню.
Просто из любопытства: Может быть, кто-то сейчас хочет и может сказать, что такое в английском Grammar Tense? Сколько их всего? А как в построении модели передаётся модальность? И почему? Ничего страшного, если ответа нет или он неточен. Мы скоро и без ошибок ответим на подобные вопросы. А если хочется узнать прямо сейчас, скачайте и просмотрите анимированную презентацию.

Аспекты восприятия - Относительное время в английской грамматике

Относительное время выражает восприятие человеком последовательности состояний или эпизодов, их относительную длительность и завершённость, взаимообусловленность и связь друг с другом.

Как всегда, текстовое определение громоздкое и трудно перевариваемое. Его полнота весьма сомнительна: для знакомых с проблемой оно очевидно, для новичка — почти загадка. И практическое изучение соответствующих форм английской грамматики часто вызывает смысловые трудности.

Между тем, визуальные модели просто и понятно передают детали всех аспектов такого восприятия. Ограничимся несколькими примерами.

Вот как обычная кинокамера фиксирует открывающийся ящик на 5 кадрах фильма:


Sequence of frames. Aspect not defined

Заметьте, что последовательное расположение кадров слева направо условно соответствует ходу времени. Здесь и всегда в дальнейшем мы понимаем соседние левый и правый кадры в одном окне как две следующие во времени друг за другом ситуации. Все примеры в этом разделе иллюстрируют это соглашение.

Для разных людей различные кадры в этом ряду имеют различную значимость, а в их смене для наблюдателей существенны различные характеристики. Даже один и тот же человек по-разному выделяет и анализирует меняющиеся состояния в зависимости от того, что его интересует в наблюдаемом на этот раз.

Особенности (аспекты) того, как человек может воспринимать эту последовательность мгновенных состояний, выражаются в визуальных моделях простыми графическими средствами. Им соответствуют определённые грамматические формы высказываний. Например:

Простой - Simple

English Grammar through visual models. Aspect - Simple. Event

 

Событие (действие): Выделенные кадры фильма фиксируют только переход из начального в конечное состояние:

«The box opens»
«Ящик открывается [обычно, как правило]».

English Grammar through visual models. Aspect - Simple. State

 

Состояние (статус): Дуги в выделенных кадрах фильма означают восприятие не события целиком, а состояния в правом кадре в сопоставлении с состоянием в левом кадре:

«The box is open now»
«Ящик открыт сейчас [а ранее был закрыт]».

Совершенный - Perfect

English Grammar through visual models. Aspect - Perftct. Event

 

В правом кадре ветви дуги обращены в прошлое (налево, к предыдущему кадру фильма, когда уже было достигнуто конечное состояние):

«The box has opened»
«[К настоящему времени] ящик [уже] [некоторое время как] открылся».

Продолженный - Continuous

English Grammar through visual models. Aspect - Continuous. Process

 

Выделен средний кадр происходящего действия. Дуга с ветвями, обращёнными в будущее (направо, к следующим кадрам фильма) говорит о незавершённом процессе (но с ожидаемым завершением):

«The box is opening»
«[В настоящий момент] ящик [ещё] открывается».

Совершенный Продолженный - Perfect Continuous

English Grammar through visual models. Aspect - Perfect Continuous. Activity

 

Опять выделен средний кадр происходящего действия. Дуга с ветвями направо, как и ранее, означает процесс. А дуга с ветвями налево, как и ранее, обращена в прошлое, к кадрам фильма, в которых он развивался вплоть до настоящего времени:

«The box has been opening»
«[К настоящему времени] ящик [уже] [некоторое время как] открывается».

Английские фразы (а также английские названия) включены здесь и далее в соответствующие русские пояснения только для тех, кто уже знаком с английским, а вовсе не как урок английской грамматики. Воспользуемся ими, чтобы обратить внимание, какими разными средствами выражаются в разных языках одни и те же идеи. То, что в английском языке выражается чисто грамматическим путём, требует, вообще говоря, дополнительных словесных пояснений в русском языке. Они выделены квадратными скобками. Это ещё одно свидетельство трудности и неоднозначности словесного описания визуально очевидного восприятия происходящего.

Такими различными высказываниями об одном и том же "кинематографическом" процессе человек выражает различные аспекты восприятия происходящего. В моделях аспекты представлены дугами той или иной ориентации. Их всего четыре типа и они соответствуют в английской грамматике формам относительного времени Simple, Perfect, Continuous и Perfect Continuous. В дальнейшем вместо относительного времени мы будем говорить об аспектах восприятия, а грамматическое время (Grammar Tense) будем понимать как соединение абсолютного времени (или просто времени) и аспекта, например, настоящее простое: Present Simple.

Если вы хотите прямо сейчас подробнее познакомиться с аспектами, с тем, как и почему именно так аспекты передаются в визуальных моделях, скачайте и просмотрите анимированную презентацию.

Визуальные модели, в отличие от обычных видеороликов, не просто кинематографически отображают события или процессы, но и стимулируют всякого, кто их рассматривает, в частности, студента, воспринимать их определённым, заранее заданным образом. Соответствующие им корректные языковые формы (фреймы) не просто становятся более понятными, но их легче узнавать и усваивать, а затем спонтанно и уместно применять в речи.

Абсолютное время в визуальнных моделях английской грамматики

Независимо от используемого языка (английского, русского и др.) человек естественно ощущает и передаёт в устной и письменной речи физическое время, к которому относится эпизод, хотя, например, в русской и английской грамматике и речи оно выражается разными средствами. Для отображения этого ощущения в языке используются формы абсолютного времени: настоящее, прошедшее или будущее.

Настоящее - Present

English Grammar through visual models. Absolute time - Present


Никакие специальные средства для передачи текущего (настоящего, Present) времени, к которому относятся события (эпизод), в моделях не используются.

«The box opens»
«Ящик открывается [обычно, как правило]».

Прошедшее - Past

English Grammar through visual models. Absolute time - Past


Чёрный угол в верхнем углу окна означает минувшее (прошедшее, Past) время, к которому относятся воспоминаемые события (эпизод), отображённые в модели. Он напоминает уголок, которым в памятном альбоме крепятся фотографии (кадры), запечатлевшие былое.

«The box opened»
«Ящик открылся».

Будущее - Future

English Grammar through visual models. Absolute time - Future


В верхнем углу правого окна вы видите угол кадра, будто отогнутый в попытке подсмотреть будущее (Future) - ещё не наступившее время, к которому относятся прогнозируемые или ожидаемые события, отображёные в левом окне. Поскольку мы живём в настоящем, Present (в правом окне), а будущее (Future) ещё не стало реальностью, то левое окно, представляющее только наши ожидания, назовём виртуальным.

«The box will open
«Ящик откроется».

Будущее в прошедшем - Future in the Past

Английская грамматика в Школе мистера Бола

 

Комбинация двух символов - прошедшего (Past) и будущего (Future) - означает не наступившее ещё в прошлом время, к которому относились прогнозируемые или ожидаемые тогда события, т.е. будущее в прошедшем - Future in the Past.

Пример: Вчера утром сказали, что вечером ящик откроется (событие на вчерашний вечер, которое прогнозировали вчера утром).

Другой пример: Будущее, которое в прошлом обыкновенно наступало:

«The box would open»
«Ящик, бывало, откроется».

Английские фразы (а также английские названия) включены здесь и далее в соответствующие русские пояснения только для тех, кто уже знаком с английским, а вовсе не как урок английской грамматики.

Обратите внимание на отличие сущности правых и левых окон в моделях будущего (и будущего в прошедшем). Правое окно представляет реально имеющую место ситуацию. Левое, виртуальное, окно - ожидаемую ситуацию, которая ещё не реализована и достижения которой ожидают. Аналогичную суть имеют окна в моделях желания и необходимости. Таким образом, виртуальные левые окна выражают в визуальных моделях желательность, необходимость, неизбежность или возможность представленной в них ситуации.

Итак, в визуальных моделях с помощью простых символов отражается абсолютное время - восприятие человеком событий (эпизодов) в настоящем, прошедшем и будущем (Present, Past, Future). Это три базовых времени. Для удобства дальнейшей работы мы также рассмотрели здесь будущее в прошедшем (Future in the Past).

Примеры в этом разделе приведены в простом (Simple) аспекте, но аналогично они могут быть представлены и в других аспектах. В дальнейшем будем ссылаться на абсолютное время просто как на время, а грамматическое время (Grammar Tense) будем понимать как соединение абсолютного времени и аспекта, например, наcтоящее простое: Present Simple.

Заметим, кстати, что физическое время (восприятие которого благодаря общей природе человека и единству внешнего мира практически одинаково для людей, говорящих на любых языках), вообще говоря, не совпадает с собственно глагольными формами, специфичными для разных языков. Так, в русской грамматике глаголы имеют простые формы настоящего, прошедшего и будущего (открывется, открылся, откроется), тогда как в английской грамматике - простые только Present и Past (open, opened), а другие выражаются специальными конструкциями.
Как в русском, так и в английском языках иногда некоторые формы абсолюного времени используются для ссылки на другое физическое время (например, "Tomorrow I am going tо the cinema" - "Завтра я иду в кино": абсолютное настоящее используется для ссылки на физическое будущее). Такие случаи рассматриваются в основном курсе.

Разумеется, в моделях используются и другие, но более очевидные и привычные символы и объекты для обозначения момента времени, длительности промежутка, времени суток, сезона года и т.п. Если вы хотите подробнее рассмотреть эти объекты и осознать связанные с ними временные характеристики, скачайте и просмотрите анимированную презентацию.

Мотивы действий и модальность в английском языке

Побуждения (мотивы поступков) при всём разнообразии нюансов сводится к двум базовым абстракциям - необходимости и желанию. При визуальном обучении ощущение мотивов должно быть передано наглядно, поэтому в визуальных моделях желание или необходимость обозначается специальными символами, которые располагаются на границе двух смежных окон. Требуемое или желаемое, но ещё не достигнутое состояние изображается в виртуальном окне слева от окна, в котором изображено исходное состояние.

Необходимость - Must

Studying English through visual models. Necessity

 

Символ Изучение английского по визуальным моделям.
Символ необходимости на границе вверху означает необходимость.

The man must pick up the box»
«Человек должен поднять ящик».

Желание - Wish

Studying English through visual models. Wish

 

Символ Изучение английского по визуальным моделям.
Символ желательности на границе внизу означает желание.

«The man wants to pick up the box»
«Человек хочет поднять ящик».

Повеление - Imperative

Studying English through visual models. Imperative

 

Символ Изучение английского по визуальным моделям.
Символ распоряжения на границе вверху передаёт повелительное наклонение для распоряжения, приказа и т.п.

«Pick up the box»
«Поднимите ящик».

Этот символ - комбинация двух:
Изучение английского по визуальным моделям.
Символ необходимости (необходимость) и Изучение английского по визуальным моделям. Символ речи (речь).

Речь часто изображается в комиксах исходящей изо рта "героев". Здесь символ речи умышленно развёрнут "рупором" вниз, чтобы обозначить, что приказ исходит извне (вообразите, что от вас) и адресован "герою" модели. Распоряжение требует от него выполнить необходимое, заданное в левом окне.

Английские фразы (а также английские названия) включены здесь и далее в соответствующие русские пояснения только для тех, кто уже знаком с английским, а вовсе не как урок английской грамматики.

Обратите внимание на отличие сущности правых и левых окон в этих моделях. Правое окно представляет реально имеющую место ситуацию. Левое, виртуальное, окно - ситуацию, которая ещё не реализована и которой желательно или необходимо добиться. Аналогичную суть имеют окна в моделях будущего. Таким образом, виртуальные левые окна выражают в визуальных моделях желательность, необходимость, неизбежность или возможность представленной в них ситуации.

Если вы хотите прямо сейчас подробнее познакомиться с мотивами действий, с тем, как и почему именно так мотивы передаются в визуальных моделях, скачайте и просмотрите анимированную презентацию.

Итак, визуальные модели не просто отображают результаты объективного наблюдения свойств и событий в бесстрастном изъявительном (indicative) наклонении. С помощью простых и очевидных символов они передают субъективную мотивацию действий и позволяют высказываться о состоянии, событиях или поступках в условиях необходимости, желания или непосредственного приказа, т.е. генерировать английские тексты с модальным, сослагательным, повелительным, а также с условным (modal, subjunctive, imperative, conditional) содержанием. Таким образом, приведенные примеры показывают, что модальность, сослагательные и повелительные наклонения и формы будущего, а также условные конструкции в английской грамматике легко передаются визуальными моделями, строгими и однозначными в отличие от обычных картинок.

На следующей странице вы познакомитесь с идеей применения выизуального моделирования к изучению английского языка.
А здесь информация о собеседовании, условиях и сроках занятий английским языком в Школе мистера Бола.