МОДЕЛИ ВИЗУАЛЬНЫЕ ЯЗЫКОВЫЕ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ

Восприятие и осознание

Две простейшие образные модели, рассмотренные ранее, предназначены, чтобы определить (назвать) объект и его состояние, факт или действие (изменение состояния) независимо отр того, как его воспринимает говорящий. При этом пока можно только гадать об отношении говорящего к изображённому, об индивидуальном значении для него объективно происходящего и отображённого в простейших моделях. То ли для него смысл - просто в названии, то ли это сиюминутное наблюдение или же воспоминание ранее виденного, то ли интересен результат, то ли процесс, то ли важна необходимость или возможность или условие выполнения действия и т.п. В жизни по услышанным словам мы понимаем (по крайней мере, стараемся), что хочет выразить собеседник, а он строит высказывание, чтобы это было понятно нам (по крайней мере, пытается). Достаточно смутно? Перетерпите чуть. Но ясно, что в отличие от обычных картинок в содержательных визуальных моделях должно быть что-то, что точно передаёт состояние автора высказывания. Дальнейшее как раз поясняет на примерах, какие средства используются в визуальных моделях для построения по ним высказываний с очевидным отношением говорящего к изображённому. Этому посвящены следующие, начиная с уже рассмотренного (не грех просмотреть его ещё раз), разделы:

Две простейшие образные модели

Аспекты восприятия

Абсолютное время

Мотивация действий

Не правда ли, знакомство с визуальными моделями напоминает знакомство с музыкальной грамотой, начиная с нотной записи? Ничего удивительного. И то и другое - модели, и если первое - это модели речевых высказываний, то второе - модели тоже "высказываний", но на принципиально другом, "музыкальном" языке. Они имеют структуру (нотный стан, разбитый на такты) и целый набор символов - ноты с признаками длительности и с расположением, означающем высоту тона, а также целый ряд других, предназначенных для изображения особенностей звучания. Они имеют содержательный (семантический) характер, отображаемый в "гармонии" - разделе грамоты, из которого ясно, чем музыкальные тексты отличаются от детских каракулей на нотном листе.

Это предельно краткое пояснение (оскорбительное для языковедов и музыковедов, но мы-то с вами занимаемся не теорией, а интуитивно замечаем аналогии) должно помочь легче принять визуальные модели, намного более простые, чем нотные. Мы ограничились здесь только некоторыми, хотя и самыми важными примерами моделей. Но при этом введены и прокомментированы все графические символы, необходимые для построения моделей и передачи отношения человека к изображённым на них состояниям и действиям.

На этом рисунке представлены все используемые графические символы. Пока познакомьтесь с ними. Просто посмотрите.

Visual English. Percepcion symbols

Признаки восприятия эпизода мнемонически понятны и выразительны.

Три горизонтальных группы:

Аспект: Простой, Совершенный, Продолженный, Совершенный продолженный
Абсолютное время: Настоящее, Прошедшее, Будущее, Будущее в прошедшем
Модальность: Необходимость, Желание, Речь, Приказ

Эти признаки - существенная особенность визуальных моделей.

Просмотрите эту картинку снова после того, как внимательно прочитаете все разделы этого пункта меню.
Просто из любопытства: Может быть, кто-то сейчас хочет и может сказать, что такое в английском Grammar Tense? Сколько их всего? А как в построении модели передаётся модальность? И почему? Ничего страшного, если ответа нет или он неточен. Мы скоро и без ошибок ответим на подобные вопросы. А если хочется узнать прямо сейчас, скачайте и просмотрите анимированную презентацию.

На следующих страницах вы увидите, как в моделях отражаются относительное время и аспекты восприятия событий, абсолютное время и мотивация действий.
А здесь информация о собеседовании, условиях и сроках занятий английским языком в Школе мистера Бола.