О ГРАММАТИЧЕСКОМ ВРЕМЕНИ (TENSE) В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

УРОК УЧИТЕЛЮ

Врачу, исцелися сам
 
Латинское крылатое выражение. Встречается в Библии

Даже когда лучшие отечественные учителя, чтобы наилучшим образом выполнить свою миссию, и настойчивые студенты, жаждущие просвещения, обращаются за помощью к профессиональному англоязычному порталу за лучшими достижениями современных методик, они читают, например, такое:

Aspect refers to how an event or action is to be viewed with respect to time, rather than to its actual location in time.
Аспект относится к тому, как событие или действие должно рассматриваться по отношению ко времени, скорее чем к его фактическому расположению во времени”.

Explain it simplyКаково?! И десятки подобных текстовых «шедевров». А как поймут их те ученики, которые пытается учиться по таким адресованным им материалам? Не к подобным ли авторам обращается Эйнштейн: "Если вы не можете объяснить это просто, вы это понимаете недостаточно хорошо."
Действительно, все эти косноязычные и громоздкие формулы не могут "дойти" до студентов как по причине неумения их авторов выражаться ясно и доступно, так и в силу неадекватности текстовых пояснений человеческому способу восприятия. И вот альтернативный путь: не стоит и браться.

Однако сложность передачи грамматических реалий слушателю, тем более, иноязычному и обучавшемуся в других традициях,- не основание для отказа от их разъяснения ученику, дескать, не зацикливайтесь на этой грамматике, все равно не поймёте, говорите как-нибудь естественно. Но ведь сколько времени потребуется, чтобы при естественном обучении студент сам нащупал и усвоил правильные формы? Конечно, все знают: брось ученика в воду - пусть учится плавать. Но ведь можно и утонуть, не научившись. А некоторые, испугавшись, вовсе откажутся от идеи учиться. Но вместо того, чтобы совершенствовать методику и совершенствоваться самому в доведение своей "науки" (своего предмета) до ученика, некто даёт заведомо сомнительный совет.

Цитируют Л.Н. Толстого: "Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель". Технологически для учителя это означает, во-первых, разжечь и поддерживать интерес к предмету, во-вторых, знать предмет, в-третьих, уметь предать знания ученику. Толстой сказал явно только о первом, предполагая второе и третье. Между тем, второе - вовсе не факт, а третье - это просто исключение.

Возможно, вы уже видели на сайте, который сейчас просматриваете:

«Некоторые считают грамматический подход наиболее тяжким грехом, вредным для овладения речью, потому что английская грамматика якобы слишком трудна, чтобы запомнить и использовать логически. Невозможно в разговоре вспомнить десятки и сотни правил, выбрать нужное и применить его корректно.

Да нет, она не труднее, чем куча других "наук", которыми человек успешно овладевает на протяжении жизни. И, кстати, как раз английская грамматика одна из самых алгоритмически простых. Дело лишь в том, что текстовое обучение недоходчиво, а грамматический подход к обучению ставит телегу впереди лошади и создаёт искусственные трудности для ученика. Дошкольник хорошо владеет родной речью, развивает её в начальной школе, а грамматику сознательно изучает, как правило, только с 5 класса, когда привыкает "научно" называть уже известные конструкции и выражать отношения между прекрасно освоенными формами. А вот курс английского языка иногда начинают словами: "Сегодня мы выучим cat, bat, rat и Present Continuous". Святая вера, что если ученик, не чувствуя смысла, вызубрит абстрактные правила, он заговорит на живом английском языке!

Грамматика - обобщение речевой практики. Если ученик сначала хорошо освоит визуальные модели и конкретные формы выражений на английском, он сам сможет обобщить свой опыт и сопоставить свои ощущения и выводы с писаными формулировками. И не всегда в пользу учебника английского!

Такой поход ближе к естественному порядку, знакомому по родному языку.»

Вот в том смысле, что понимание у студента должно предшествовать формулировке для него правил, а составители правил должны адекватно и доступно отображать в них "устройство" грамматического времени, рождённое вековой практикой, а не их фантазией и абстрактной эрудицией, можно говорить о естественном говорении.

И если автор доброго совета на англоязычном портале имел в виду именно это, но просто остро сформулировал свою идею для пущего эффекта, то между двумя рассмотренными подходами различие намного меньше, чем кажется на первый взгляд: оно скорее заключается в способах отбора, подачи и использования учебного материала для анализа и изучения образцов ествественной речи.

В Школе мистера Бола как раз упомянутые специально разработанные простые и доступные визуальные модели служат средством разъяснения как самих ситуаций и действий, которые ученик пытается научиться выражать в речи, так и самих языковых фреймов, базовых конструкций, которые имеются в изучаемом языке, чтобы говорящий мог адекватно и грамотно использовать их в своей речи. В частности, те, что относятся именно к грамматическому времени (Grammar Tense) - аспект, абсолютное время, а также модальность - кратко представлены в разделе Модели. Более подробно с ними можно познакомиться, скачав с сайта анимированную презентацию. В деталях они обсуждаются непостредственно в процессе обучения.

Во избежание недоразумения заметим, что заголовок, использованный в этом параграфе, вовсе не предполагает, что автор сайта самонадеянно пытается научить учителей. Он только ссылается на действительный урок, который, согласно Евангелию, даёт Иисус.

 

Информация о методах, программах и результатах обучения английскому языку в Школе мистера Бола представлена на сайте Школы.
Адреса и телефоны для обращения по вопросам об обучении английскому языку в Школе мистера Бола и записи на собеседование Вы найдёте на сайте mrBall.by в разделе Контакты.

Вернуться на главную страницу всегда можно, кликнув Лого в шапке любой страницы сайта.