УНИКАЛЬНОСТЬ И ТРИВИАЛЬНОСТЬ МЕТОДА

Модераторы портала OTZYVYby предложили некоторые вопросы к интервью об истории и методах Школы мистера Бола. Сердечно благодарю их за интерес и внимание к нашей работе, но для относительного искреннего и поучительного для читателей ответа пришлось бы написать объёмные мемуары, при этом они были бы им невыносимо скучны и неинтересны: это не стало бы чем-то вроде мемуаров Казановы, Екатерины II или И.Эренбурга и В.Гафта.

Однако краткая важная информация уже помещена в разделе «Вопросы» на сайте Школы. А я чуть задержался на парочке из упомянутых вопросов. Ниже с согласия администрации помещены ответы на них, размещённые в разделе Истории успеха этого портала. Надеюсь, они будут небезынтересны посетителям сайта.

В чем уникальность Вашей методики и как Вам пришла идея создать уникальную школу по обучению английскому языку?

Читаем об особенностях некоторых курсов и учебных центров: у нас лучшие учителя, сотни учащихся, гибкое расписание, программы по вашему требованию и пр. в том же роде.

Но почти ничего о методах и приёмах обучения – всё то же, что везде и всегда? И почему так невелики успехи школьной и вузовской учёности – иначе кому бы были нужны эти многочисленные центры, курсы, школы подготовки по английскому языку (вообще – по иностранному)? Безусловные успехи меньшинства только подтверждают общее правило, и в итоге мы имеем то, что имеем.
И вместо анализа и мер по исправлению хронической ситуации – вздорные рассуждения о введении в образовательный цикл второго иностранного языка. Откуда эта готовность влить огромные и совсем не лишние государственные деньги в безнадёжное (в сложившихся традициях обучения) и при таком качестве никому (ни ученикам, ни государству) не нужное дело? Не здорово с одним, так покажем, как по тем же школярским схемам можно завалить два языка? Подготовим дважды безграмотных негодных специалистов? Можно подозревать, что уход от подлинных проблем к квази-современному показушному решению обусловлен простым незнанием, неумением и нежеланием делающих это людей того, как решать действительную проблему.

Особенности других - выдающиеся оригинальные люди, герои Гиннеса с феноменальной памятью или рекордной скоростью печатания на машинке, которые объясняют, как можно воспользоваться такими умениями для быстрого освоения иностранного языка.
Но как ни пытаться, можно ли передать другим свои исключительные индивидуальные способности?
Рецепты часто расплывчаты и непонятны, уводят в сторону или нереальны и требуют больше усилий, чем собственно предмет изучения. И результаты, в основном, – карикатура замысла. А реальные успехи, возможно, скорее достижение не собственно эксклюзивной системы, а личности самих одарённых авторов, проявляющих неординарные способности не только в отмеченных дипломами сферах.

Особенность Школы мистера Бола, уникальность применяемой в ней методики – её тривиальность.

Понимаем её в изначальном латинском смысле простоты и обыденности, а в привычном бытовом - примитивности, банальности. В этом нет ничего парадоксального или предосудительного. Конечно, некоторая новизна в методике, в подходе и реализации системы обучения подтверждена патентами и свидетельствами (что-то из этого упомянуто, например, в разделе Использование сайта), ещё больше в ней внутренних авторских педагогических и технических приёмов, хотя такие наверняка есть у всякого учителя, ответственного перед Всевышним за свою работу и за учеников.

Однако наивно было бы рассчитывать или претендовать на абсолютную новизну в деле, которому столько лет, сколько люди разных племён и народов пытаются коммуницировать друг с другом на языковом уровне. Сколько за это время прошло учителей, практиков и методистов, оставивших свой след в этом ремесле и этой науке! И продвигали это дело на основе достижений предшественников, впитывая, анализируя и ревизуя их опыт без ущерба своей оригинальности, как это бывает у подлинных творцов. Вспомните фразу Ньютона про плечи гигантов.
Хотя новое использование прежних результатов не всегда кажется открытием. Самого Эйнштейна обвиняли в плагиате, и автор преобразований Лоренца оспаривал приоритет создания специальной теории относительности.
Кое-что об этом сказано на сайте Школы:

"Мы предлагаем рациональный путь, в котором использованы лингвистические идеи Н. Хомского, подстановочные приёмы Г. Пальмера и практический метод П. Пимслера, подход А. Ричардса и К. Гибсон к обучению языку по картинкам, рисуночные задачи Р. Тененбаума и собственный научно-педагогический опыт автора.
Замечательные примеры народной коллекции входят в учебный курс либо как яркие иллюстрации, либо как непосредственно учебный материал. В качестве полезного суррогата неповторимого младенческого опыта служат детские хрестоматии. Ничто из этого не оригинально вполне.
У нас качественная новизна и эффект достигнуты использованием строгих и компактных визуальных моделей. Они содержат не только объекты и ситуации, но и явные признаки их восприятия человеком".

Тривиальность – простота и обыденность – системы является её главным достоинством. Поскольку она базируется на врождённых способностях человека быстро воспринимать, анализировать и сохранять в памяти зрительные образы и не требует от него никаких специальных талантов, она доступна любому с обычными способностями памяти и речи, а не только избранным и специфически одарённым. Это доказывает многолетняя практика Школы и подтверждается отзывами студентов на её сайте и на портале otzyvy.by.

Вот что об этом говорит, в частности, В. Шкурба, академик РАЕН, лауреат государственных премий: "Система мистера Бола для меня не стала неожиданностью - ее идея прозрачна. Она восхищает реализацией – от ощущения, системологии языка до ключевых опорных фрагментов. Мистер Бол разложил на составляющие и очудесил освоение Чуда!"

И наконец, чтобы вы не воспринимали слишком серьёзно несколько эпатажное объяснение уникальности системы, приведу хорошо известное шутливое высказывание, приписываемое знаменитому физику Р. Фейнману: "Математики могут доказать только тривиальные теоремы, потому что каждая теорема, которая доказана, тривиальна".

А вот и понятный из вышесказанного ответ на вопрос об идее создании Школы:

– Невыносимо видеть, как из года в год официальные методики способных и ревностных соискателей знания не просто разочаровывают, но лишают веры в доступность и возможность овладеть иностранным языком на приемлемом уровне и в реальные сроки. Ничего нет против школьных учителей, люблю их и благодарен за их труд. Просто их самих так учили.
– Хотелось на практике проверить свою способность реализовать и применить свои соображения по поводу того, как улучшить или усовершенствовать некоторые элементы многовекового педагогического опыта в этой области и внести хоть крохотную лепту в помощь заинтересованным и благодарным ученикам.

Посоветуйте что-нибудь всем тем, кто задумывается об изучении иностранного языка.

Выберите себе родителей, которые с младых ногтей будут заботиться не только о вашем здоровье, но и о духовном и интеллектуальном развитии, стимулировать и побуждать вас заниматься (хотя бы интересоваться!) этой стороной личности, вовсе не в форме лекций и совсем не обязательно употребляя такие слова, как "дух" и "интеллект".
Да хотя бы просто приучая вас к чтению настоящей литературы. Или уж просто к чтению, к знакомству и умению владеть словом – на фоне всё больше охватывающей мир общей и функциональной неграмотности.
Возможно, вам кажется, что совет чуть запоздал для вас лично. Но, может быть, вы сочтёте его небесполезным, если или когда у вас будут дети?
Ну, а сейчас-то что? Будьте взрослыми, благодарите за то, что получили когда-то, судьбу и родителей: они вас любили. И старайтесь понять, что конкретно из самого существенного упустили или не добрали с тех пор. Учиться никогда не поздно. Хотя, конечно, лучше с детства.

Найдите учителя, который гордится своим делом и уверен, что делает лучшее из возможного. И любит своих студентов: с утра думает, как они примут вечерний урок, и как доступнее и интереснее подать учебный материал, чтобы они ушли с удовлетворением от своих успехов и с такой же радостью от общения с ним, как он от общения с учениками. И будьте готовы учиться, как дитя: с пытливым умом, открытым сердцем и искренними эмоциями.

Не откладывайте на будущее поиск лучшего учителя, занимаясь пока абы с кем, абы чем, абы как. Вспомните про застройщика, который из экономии закладывает фундамент дома на зыбком песке, рассуждая, что зато со временем покроет крышу лучшим шифером. Или вам мало школьного опыта?

Желаю успехов.
Кто хочет, тот добьётся.

 

Детальная информация о методах, программах и результатах обучения английскому языку в Школе мистера Бола представлена на сайте Школы.
Адреса и телефоны для обращения по вопросам об обучении английскому языку в Школе мистера Бола и записи на собеседование Вы найдёте на сайте mrBall.by в разделе Контакты.

Вернуться на главную страницу всегда можно, кликнув Лого в шапке любой страницы сайта.